Покроваская церковь ст.Иловлинской

Аватара пользователя
чав
Сообщения: 265
Зарегистрирован: 21 мар 2010, 18:14

Покроваская церковь ст.Иловлинской

Сообщение чав » 03 май 2013, 23:11

Покровская церковь станицы Иловлинской



Первого июня приход благоверного князя Дмитрия Донского райцентра Иловля отмечает свой престольный праздник. До революции в этом населённом пункте стояла Покровская церковь, которая позже была закрыта и разрушена. Вот, про эту старую Покровскую церковь мы и расскажем нашим читателям. Первым историком, который составил краткое описание станицы Иловлинской был Иван Сулин. Он в 1894 году опубликовал в журнале «Донские епархиальные ведомости» несколько очерков по истории Второго Донского округа.

«Иловлинская станица, – пишет И.Сулин – расположена на левом берегу реки Иловля, на месте песчаном и низменном; на время весеннего разлива почти все улицы её потопляются водою, находится она в 130 верстах от Окружной станицы. Жители её преимущественно занимаются хлебопашеством и скотоводством. Прежде станица находилась по левую сторону реки Дон, ниже впадения реки Иловли в Дон, по берегу протока Орехова; потом, не известно в каком году, переселилась на правую сторону Дона, близ теперешнего хутора Авилова Задонского, на место низменное и затопляемое водою; около 1768 года станица переселилась в настоящее место. В 1672 году городок Иловля уже существовал».

Дата постройки каменной церкви, по одним документам 1776 год, по другим – 1786 год. Мы хотели бы обратить внимание на другую дату – дату постройки деревянной церкви. Точно известно, что в 1717 году из Москвы в Иловлинскую станицу были посланы благословенная грамота и антиминс для церкви во имя Покрова Божией Матери. Антиминс – это шёлковый плат с мощами святых угодников, который является незаменимым предметом православного богослужения, без него невозможно совершать Литургию. Отсюда можно сделать вывод, что в 2017 году, сразу после спортивной Олимпиады в городе Сочи, мы будем отмечать 300-летие основания православного прихода в станице Иловлинской.

Около 1768 года станица Иловлинская переселилась на настоящее место. В ноябре того же года жители её донесли Епископу Тихону, что они намерены построить каменную церковь на новом месте, для чего уже и несколько тысяч кирпича приготовили. Церковь эта и была построена на средства простых прихожан во имя Покрова Божией Матери с приделом Усекновения честной главы Иоанна Предтечи и освящена в 1783 году.

Из описи церковного имущества, составленной в 1853 году, видно, что в ней были следующие древние вещи и книги: 1) большое Евангелие в серебряно-позолоченном чеканном окладе 1759г., весом 1 пуд 27 фунтов 42 золотника; 2) небольшое Евангелие тоже в серебряном окладе 1735г.; 3) Евангелие 1745г.; 4) потир серебряный 1785г.; 5) лжица 1678г.; 6) ковчег серебряный 1776г.; 7) большое антидорное блюдо 1713г.; 8) две рюмки: 1766г. и 1776года; 9) служба пророку Захарии 1723г.; 10) Толковое Евангелие 1648г., 11) Служебник 1744 года.

Деревянную церковь, после постройки каменной, в 1785 году перенесли из старой станицы в новую. В 1872 году эта деревянная церковь была перенесена из Иловлинской станицы в хутор Семисотно-Ютаевский. Здесь её установили на каменном фундаменте и освятили «в тоже наименование» в 1878 году. Храм был отстроен с колокольней и оградой на средства прихожан «с помощью общества Иловлинской станицы в количестве 4000 рублей». По рассказу Медведева Юрия Ивановича – эта церковь долго была в запустении при Советской власти и в 70-е годы её сожгли.

1914 год

В Ростовском областном архиве сохранились клировые ведомости Покровской церкви станицы Иловлинской Второго Донского округа ОВД за разные годы, которые в значительной степени отражают историю местной церкви. Подробно остановимся на ведомостях 1914 года, чтобы узнать, какой была местная церковь в самом своём расцвете.

В 1914 году это было крепкое здание, крытое железом, «по числу прихожан поместительна». В ней было три престола: главный - во имя Покрова Божией Матери, с южной стороны – во имя Усекновения главы Иоанна Предтечи, с северной - во имя Святителя Чудотворца Николая. Утварью она была снабжена достаточно. По штату с 1875 года при церкви служили два священника, диакон, два псаломщика и просфорня.

Особой церковной земли не было, но причт получал от прихожан паевой казачий надел в количестве 49 десятин. Для своих священнослужителей прихожане купили три дома: два - для священников, один - для псаломщика, а остальные ежемесячно получали от церкви квартирное пособие.

Церкви также принадлежали здания церковно-приходской школы и церковная караулка. Школьное здание было деревянное на каменном фундаменте, крытое тёсом, рассчитанное на 120 учеников с квартирой для учителя. На содержание школы отпускалось «от станичного правления отопление и освещение и из сумм Священного Синода на материальное содержание 80 рублей 5 копеек». Попечителем Иловлинской церковно-приходской школы состоял войсковой старшина Иван Евфимьевич Чернов, который жертвовал ежегодно 20 рублей.

В станице Иловлинской школа была открыта с 5 ноября 1885 года, а в хуторах Колацком, Песчанском, Таровском школы открыты с 1907 года. Кроме церковных школ, в приходе имелось двухклассное смешанное училище, открытое 26 сентября 1881 года; женское училище Министерства народного просвещения, открытое 10 октября 1894 года; смешанное училище в хуторе Авиловом, открытое 18 ноября 1898 года; и смешанные училища Министерства народного просвещения в хуторах Яблочном, Пятидесятном и Задонско-Авиловском, открытые 1 сентября 1914 года.

В 1914 году в станичной школе обучалось 55 мальчиков и 35 девочек. В хуторских церковно-приходских школах обучалось следующее количество детей: в Песчанской – 71 мальчик и 23 девочки, в Таровской – 82 мальчика и 21 девочка, в Колоцкой – 30 мальчиков и 14 девочек. В двухклассной школе – 192 мальчика и 22 девочки, в женском училище – 80 девочек, в Авиловском приходском училище – 65 мальчиков и 15 девочек. В Яблочном приходском училище учились 16 мальчиков и 4 девочки, в Пятидесятницком приходском училище – 12 мальчиков и 8 девочек, в Задонско-Авиловском – 15 мальчиков и 3 девочки.

Эти строки вызовут у читателей недоумение, ведь в середине ХХ века внедрялось мнение, о том, что 90% крестьян и казаков были безграмотными. Собранные нами документы подтверждают обратную точку зрения. Из данных свидетельств можно сделать вывод, что образование было поставлено на должном уровне. Как говорится, что написано пером, того не вырубишь топором…

В церковной библиотеке насчитывалось более 100 книг, предназначенных для чтения (кроме богослужебных). Выписывались Епархиальные и церковные ведомости. При церкви хранились в целости метрические книги с 1814 года!

* * *

В 1914 году настоятелем Покровского прихода был священник Константин Васильевич Малиновский (1873 г.р.). Он по первому разряду окончил курс Вологодской духовной семинарии и был определён учителем Толшенской церковно-приходской школы в Тотемском уезде Вологодской губернии. В 1896 году он был рукоположен во священника к Небдинской Спасо-Преображенской церкви Усть-Сысольского уезда.

В 1909 году согласно собственному прошению отца Константина приняли в Донскую епархию и сразу определили настоятелем к Христорождественской церкви станицы Старогригорьевской. Через три года, по определению епархиального начальства, его перевели на место настоятеля Покровской церкви станицы Иловлинской Качалинского благочиния.

В 1911 году отца Константина временно назначили на должность Качалинского благочинного, но уже через год его утвердили в должности благочинного постоянно. Также с 1912 года он был законоучителем двухклассного Иловлинского училища и заведующим Песчанской и Таровской церковно-приходских школ.

За усердную и полезную пастырскую службу он был награждён набедренником и бархатной фиолетовой камилавкой. В 1912 году за отлично усердную службу - грамотой от Священного Синода.

Отец Константин был женат на дочери священника Надежде Николаевне Богославской (1877 г.р.). Господь даровал им четырёх детей: Владимира, Сергея, Веру, и Елену.

Вторым священником служил Александр Землянский (1872 г.р.). Он по первому разряду окончил курс Воронежской духовной семинарии и в июле 1893 года был рукоположен штатным диаконом к Казанской церкви слободы Уразовой, Валуйского уезда, Воронежской губернии. В ноябре 1896 года его приняли в Донскую епархию, здесь он сразу был рукоположен во священника к Николаевской церкви поселка Поповки, Легтевского благочиния. По своему прошению отец Александр был перемещён в октябре 1912 года на «занимаемое место» к Покровской церкви Иловлинской станицы.

Батюшка с самого начала своего служения преподавал в школах. В одной из них он десять лет был заведующим. За полезную деятельность учителя церковной школы он получил от Валуйского отделения Воронежского Епархиального училищного совета удостоверение и благодарность за педагогическую деятельность. В ноябре 1907 года ему «за заботливость по устройству Сиволобовской церковно-приходской школы выражена благодарность Вторым Донским окружным Советом».

С 1904 по 1909 год его назначают членом Нижне-Чирского благочиннического Совета. В Иловле он занимал должность законоучителя и заведующего Иловлинской церковно-приходской школы, а также заведующего Колоцкой церковно-приходской школы и законоучителя женского училища.

В мае 1912 года «за отлично усердную службу» ему преподано благословение Священного Синода с грамотой. Камилавкой он награждён в мае 1915 года.

Он был женат на дочери штаб-капитана Александре Ивановне Добровольской (1864 г.р.), имел двоих детей – Павла и Варвару. Благочинный дал ему следующую характеристику: «Отличный по службе, очень исправен и усерден. Жена его честная».

В 1914 году в Покровской церкви штатным диаконом служил Александр Павлович Гордеев (1879 г.р.) «из казачьего происхождения».

Из ведомостей известно, что по окончании курса в Усть-Медведицком окружном училище и «по выдержании экзаменов» на звание учителя церковно-приходской школы он преподавал в станицах Сергиевской и Кепинской – с 1898 по 1902 год. В 1906 году «по выдержании экзамена рукоположен во диакона» и определён к Георгиевской церкви посёлка Марьевско-Проциково с назначением учителем местной церковно-приходской школы.

В октябре 1912 года за 10-ти летние труды по народному образованию отец Александр награждён серебряной медалью «За усердие» «для ношения на груди на Александровской ленте». В 1913 году по прошению перемещён штатным диаконом к Покровской церкви станицы Иловлинской, а также он состоял учителем Иловлинской церковно-приходской школы и Яблочковского начального училища. В ведомости карандашом отмечено, что 30 августа 1915 года он рукоположен во священника и переведён на другой приход.

Отец Александр был женат на дочери почётного гражданина Таисии Феодоровне Феодоровой (1887 г.р.), у них было четверо детей: Любовь, Всеволод, Надежда и Владимир. Благочинный свидетельствовал об отличном поведении отца Александра: «Отличен по службе, исправен и усерден. Жена его честного поведения».

Самым старшим на приходе был 74-х летний диакон-псаломщик Ипполит Михайлович Попов (1839 г.р.). Он тоже казачьего происхождения. По окончании Камышинского духовного училища в 1855 году его определили пономарем к Покровской церкви станицы Иловлинской. Здесь он бессменно и беспорочно прослужил пятьдесят лет!

В 1906 году за 50-ти летнюю службу Церкви Божией Священный Синод наградил его орденом Святой Анны III степени. Чуть раньше, в августе 1905 года, по прошению общества он рукоположен во диакона с оставлением на должности псаломщика.

Женат он был на дочери хорунжего Стефаниде Симеоновой (1839 г.р.). В 1914 году при нём находилась только жена, а четверо детей его уже разъехались. Благочинный отметил для епархиального начальства, что отец диакон поведения «отличного, по службе исправен. Жена по поведению честна».

Особенно отличился перед Отечеством псаломщик Михаил Евграфович Васильев (1857 г.р.). Он окончил четырёхклассное Усть-Медведицкое духовное училище, но в мае 1872 года его призвали на военную службу, где он состоял десять лет до мая 1882 года.

Михаилу Евграфовичу довелось участвовать в Русско-Турецкой войне. За участие в походах против неприятеля 1877-1878 годов он был награждён светло-бронзовой медалью и даже получил Румынский крест «за обложение Плевны». Об этих сражениях наш современник Борис Акунин написал приключенческую книгу «Турецкий гамбит», по мотивам которой сняли одноимённый фильм.

После окончания военной службы молодой казак женился на дочери сотника Елизавете Николаевне Добрыниной, которая была на десять лет его младше. У них было четверо детей: Евгения, Владимир, Анна, и Дмитрий. В 1890 году Михаил Евграфович, сполна отдав долг Отечеству, решил вернуться к Божьему служению. Он поехал к Донскому архиерею, который назначил его штатным псаломщиком Петро-Павловской церкви слободы Карповской Качалинского благочиния.

В 1892 году по собственному прошению псаломщика Василия переместили к Покровской церкви станицы Иловлинской. Через пять лет «за отлично усердную службу по духовному ведомству» он был награждён Архипастырским благословением с выдачей свидетельства из Донской Духовной Консистории.

Участником Русско-Турецкой войны был и церковный староста казачьего происхождения Пётр Емельянович Табунщиков (1846 г.р.). Он тоже награждён светло-бронзовой медалью в память Турецкой войны 1877-1878 годов. Из имущества у него был двухэтажный деревянный дом с надворными постройками на хуторе Яблочном, а в самой Иловлинской станице - дом и флигель с деревянными надворными постройками.

Пётр Емельянович был казачьим атаманом хутора Яблочного станицы Иловлинской с сентября 1893 по сентябрь 1894 года. Первый раз его избрали на должность церковного старосты Покровской церкви в феврале 1900 года – в то время старост избирали сроком на три года. Во второй раз за честную службу общество избрало его старостой в июне 1913 года. Выборы проходили с согласия причта и были утверждены Епархиальным начальством на второе трёхлетие.

Староста был женат на дочери казака Ольге Стефановой (1846 г.р.), у них было трое сыновей: Василий, Стефан и Евфимий. О поведении старосты благочинный написал коротко: «Честен».

* * *




В 1914 году в станице Иловлинской станичным атаманом был урядник Михаил Иванович Уланов. В то время в станице насчитывалось 384 дома (хозяйства), где проживало 917 душ мужского и 956 душ женского пола. Всего в Покровском приходе станицы Иловлинской, вместе с хуторами, было 1315 казачьих хозяйств на 3948 казаков и 3921 казачек.

Также в приходе проживали 34 человека из дворянского сословия и 30 мещан. Крестьянских хозяйств было как «осёдло живущих и временно проживающих» 141, из них 328 мужчин и 321 женщина. Кроме православных, здесь «имели жительство» 15 раскольников молокан, 8 баптистов и 22 сектанта беглопоповцев.

Священник Малиновский окормлял следующие хутора: Желтухин, Таровский, Пятидесятный, Ерецкий, Репин, Песчанский и Крапивный. Священник Землянский отвечал за хутора Авилов, Яблочный, Дубовский, Авилов-Задонский, Колоцкий, Губарёв и Попов. За 1914 год в приходе совершено 355 крещений, 82 венчания и 195 погребений. Интересный факт: за этот год продано 53 пуда свечей – почти 850 киллограм!



Закрытие церкви в 1938 году

Согласно архивным документам Варваринскую церковь в станице Сиротинской закрыли в июле 1929, а Успенскую в феврале 1936 года. В сентябре 1936 года – закрыта Скорбященская церковь в хуторе Ютаев. Покровская церковь в станице Иловлинской была окончательно закрыта весной 1938 года и впоследствии взорвана.

В Госархиве Волгоградской области сохранилась переписка по закрытию нескольких церквей. Инициатива о закрытии Покровской церкви принадлежала председателю Иловлинского райисполкома товарищу Ч-у. В частности вопрос о закрытии храма в Иловле обсуждался одновременно (и на тех же листах) с закрытием храма в Паньшино. Первый документ датированный 28 октября 1937 года подписан ответственным секретарём культовой комиссии товарищем К-вым, который сообщает следующее:

«Председателю Иловлинского райисполкома

Получив от Вас материалы о закрытии Паньшинской и Иловлинской церквей, считаю необходимым Вам разъяснить: прежде чем производить закрытие церквей необходимо вынести решение президиума райисполкома о расторжении договора со старой двадцаткой, которая распалась…

После этого должен вынести решение президиум Облисполкома и тогда уже нужно было вывесить объявление о передаче новой двадцатке, поэтому считаю необходимым начать Вам именно с вышеуказанного мною предложения. Ожидаем от вас материалы со всеми справками о распаде старой двадцатки и с решением президиума Райисполкома».

В деле подшито то самое объявление, которое висело на дверях храма. Объявление размыто дождём и сохранило отпечатки канцелярских кнопок:

«Объявление

Иловлинский Райисполком извещает верующих, что они могут принять здание Покровской церкви и культовое имущество с условием производства необходимого ремонта (о ремонте справиться в райфо). Окончательный срок передачи 10 февраля.

3/ II 1938г. Райисполком»

Ровно через две недели 17 февраля президиум Иловлинского РИК опубликовал Постановление №85:

«О закрытии Покровской церкви в станице Иловля.

Решением ВЦИК РСФСР постановление Сталинградского Облисполкома от 29/ V 1936 за № о закрытии Иловлинской церкви отменено, предложено оставить церковь в пользовании верующих с условием производства необходимого ремонта.

Президиум РИКа в связи с этим и на основании ст.34 постановления ВЦИК и СНК РСФСР от 8 апреля 1929 г. объявил о передаче здания и культового имущества в пользование новой двадцатки, так как большинство членов первой двадцатки арестовано и осуждено за контрреволюционную работу и распространение контрреволюционной литературы. В установленный ст.35 того же постановления срок желающих принять церковь в пользование с условием производства ремонта необходимого, не оказалось.

На основании изложенного президиум РИКа ПОСТАНОВЛЯЕТ:

1. Сообщить об этом Сталинградскому Облисполкому. Вместе с настоящим представить объявление от 3/ II 1938г. о передаче церкви и о дне вывешивания объявления от 3/ II 1938г. акт о снятии объявления от 14/ II 1938г.

2. Вследствие того, что здание церкви ввиду давности её постройки пришло в ветхость, а колокольня и своды внутри церкви угрожают обвалу.

Просить президиум Облисполкома разрешить использование как стройматериала на постройку школы десятилетки».

Постановление президиума Сталинградского Областного исполнительного комитета № 14 вышло 26 апреля 1938 года:

«Ходатайство Иловлинского райисполкома о закрытии Иловлинской Покровской церкви.

Ввиду отсутствия желающих взять церковь в пользование – церковь закрыть и разрешить использовать её, как строительный материал для строительства неполной средней школы…»

В соответствии с действующим в 1938 году законодательством это Постановление нужно было объявить членам церковного совета, и только через 15 дней можно было приводить в исполнение.

«Росписка

3 мая 1938 года мною членом церковного совета Абросимовым Никифором Ивановичем выдана настоящая Иловлинскому Райисполкому в том, что сего числа мне объявлено постановление президиума Сталинградского облисполкома от 26/ IV 1938 за № 14-16 о закрытии Иловлинской Покровской церкви».

На что можно обратить особое внимание? Нас удивила прямая формулировка райисполкома о причинах закрытия Покровской церкви – «большинство членов первой двадцатки арестовано и осуждено за контрреволюционную работу и распространение контрреволюционной литературы». Действительно, в большинстве станиц и хуторов вначале арестовывали священнослужителей и активных верующих людей, а потом заявляли, что нет «желающих взять церковь в пользование». Обезглавив приход можно было без проблем закрыть и разрушить храм.

Как рассказал Медведев Юрий Иванович после взрыва от церкви остались большие глыбы да мелкая крошка, которые использовали на устройство дамбы на реке Иловля и частично вымостили дорогу. Целого кирпича собрали мало его хватило только на маленькое здание в центре посёлка – оно сохранилось до сегодняшнего времени. Кирпич для строительства средней школы пришлось везти из Сталинграда.

***

Летом 2008 года мы направили запрос в Управление ФСБ по Волгоградской области с просьбой найти сведения о репрессированных священниках Покровского прихода. Совместно с настоятелем прихода протоиереем Василием Голик мы составили список из 15 человек, где указали не только фамилии самих священнослужителей, но и членов их семей. Подробный и обстоятельный ответ был следующим:

«Сообщаем, что в УФСБ России, в ИЦ ГУВД по Волгоградской области, в ГИАЦ МВД России и в Центральном архиве ФСБ России сведений в отношении Малиновских Константина Васильевича, 1873г.р. и Надежды Николаевны 1877 г.р., (далее перечислены ещё тринадцать человек – прим.Антонова) не имеется.

В ходе проведённой проверки по учётам ГИАЦ МВД России проходят Малиновский Константин Васильевич, 1882 г.р., уроженец Саратовской области, был осуждён 15.01.37 года…

Васильев Владимир Михайлович, 1899 г.р., уроженец Калининской области, был осуждён: Особым совещанием 27.09.36 года за контрреволюционную агитацию к 3 годам лишения свободы…

Для получения необходимой Вам информации в отношении других лиц рекомендуем дополнительно обратиться в органы безопасности по местам их рождений и осуждений (в запросе данные не указаны)».

Мы внимательно изучили предоставленные документы, для этого протоиерей Василий Голик специально приезжал в Волгоград и лично знакомился с делом из архива ФСБ. К сожалению, оказалось, что священник Константин Малиновский из Саратовской епархии – это полный тёзка Иловлинского священника, поскольку все остальные данные расходятся (и дата рукоположения, и места служения, и имена детей). По биографии Васильева В.М. нам ещё предстоит проделать такое же расследование.

***

Остаётся много невыясненных вопросов, например:

· Какова судьба священников, служивших в канун революционных событий? Кто эмигрировал, а кто остался?

· Кто был последним священником Покровской церкви в 30-е годы? Кого из прихожан арестовали вместе с ним? Где они похоронены? Остались у родственников фотографии?

· Может быть сохранились иконы и утварь из разрушенного храма? Где церковная Летопись куда записывали все важнейшие события?

Всех, кто обладает дополнительной информацией о закрытии церкви в станице Иловлинской, о судьбе репрессированных священнослужителей и всех казаков, упомянутых в нашей статье, просим обращаться к автору в Отдел по канонизации святых по телефону 8-919-982-4906.



Источники и литература

Государственный архив Ростовской области:

1. Историческая справка из ГАРО № 23-35.2/94 от 27 февраля 2008 г.

2. Краткое описание Иловлинской станицы. И.Сулин// Донские Епархиальные Ведомости, 1894 г., С.115-117.

3. Клировые ведомости Покровской церкви Иловлинской станицы Второго Донского округа Донской епархии за 1914 год. // Ф. 226. Оп. 3. Д. 12080. Л.213-246.

Государственный архив Волгоградской области:

4. Исполком Сталинградского облсовета. Материалы о закрытии церкви в ст.Иловле// Ф.Р-2115. Оп. 1. Д. 1316. Л.3, 6, 9, 14, 16, 18, 22.

5. Фотография старой Покровской церкви из личного архива протоиерея Василия Голик. Фотография настоятеля нового храма в ст.Иловлинской протоиерея Василия Голик.

Современные публикации:

6. Антонов Д.Д. Казачья церковь в станице Иловлинской. – Губернские вести №1 – 2010г.

7. Антонов Д.Д. История Покровской церкви станицы Иловлинской. – Донской вестник. - №60. – 27.05.10г. – С.2.

8. Антонов Д.Д. История Покровской церкви станицы Иловлинской. – Православное слово - №5. – 2010г. – С.12-13.



Подготовил сотрудник епархиального

Отдела по канонизации святых Антонов Д.Д.


©2011
сайт Духовенство области войска Донского

Вернуться в «Храмы и церкви 2-го Донского округа (в пределах Иловлинского района)»

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и 1 гость