Краткая история станции качалино

Парамонов

Краткая история станции качалино

Сообщение Парамонов » 24 янв 2011, 19:10

Краткая история станции Качалино.
Мы живём в древнем краю, славном своей увлекательной историей. Здесь, между Волгой и Доном издавна проходили оживлённые пути, которые во все времена связывали между собой самые разные народы.
Незабываемой страницей истории нашего края является прошлое донского казачества. Достоверно известно, что станица Качалинская, по которой и получила своё название наша станция, одно из старейших поселений на реке Дон. Первые упоминания о ней относятся к 16 веку. Именно отсюда во времена царя Ивана Грозного знаменитый атаман Ермак Тимофеевич начинал свой Сибирский поход.
Удобное расположение станицы Качалинской способствовало развитию оживлённой торговли. Развалины Качалинской Свято Троицкой церкви и кирпичного магазина купца Бабушкина говорят нам о былом богатстве и благополучии местных казаков.
Развитие капитализма в России было тесно связано с дальнейшим расширением строительства железных дорог. Так, 20 июня 1868 года с согласия императора Александра II начинается строительство Грязе-Царицынской железнодорожной линии. Рельсы изготовлялись на знаменитых уральских заводах Демидовых. О высоком качестве стальных рельс говорит тот факт, что эксплуатировались они более 100 лет. Когда в 90-х годах XX века на нашей станции проводился ремонт путей, то местные железнодорожники часть демидовских рельс использовали для своих хозяйственных нужд. На таких «исторических артефактах» и сегодня можно легко прочитать дату и место их изготовления.
Грязе-Царицынская железная дорога строилась быстрыми темпами. Уже через год после начала работ открылось движение поездов от Борисоглебска до Филоново, а 25 июля 1871 первый пассажирский поезд прибыл в Царицын. Эту дату можно с уверенностью считать днём рождения станции Качалино.
Население, которое проживало здесь, было тесно связано с обслуживанием железной дороги. В первой половине XX века наша станция была крупным узловым центром, где сходились московское и саратовское направления. О большом скоплении пассажиров говорит тот факт, что на станции в начале прошлого века действовало фотоателье Новицкого.
Здесь находилось большое паровозное депо, которое занималось обслуживанием подвижного состава. Паровозы были самым настоящим чудом научной и технической мысли. До сих пор на станции действуют водонапорная башня, водокачка и колонки для заправки паровозов водой. Ещё сохранилось здание общежития первых работников дороги.
Для прохождения царской службы казаки станицы Качалинской и окрестных хуторов походным строем добирались до станции, где происходила погрузка в эшелоны. Здесь же родные встречали тех, кто возвращался домой.
В годы гражданской войны (1918-1920) наш край стал ареной ожесточённых боёв между «красными» и «белыми». Железнодорожный узел много раз переходил из рук в руки. Удивителен тот факт, что почти все качалинские казаки оказались на стороне Советской власти. Многие из них прославились в боях в составе легендарной Конной армии Будённого. Об этом рассказывает книга Савина «Красные казаки».
Немалый вклад в разгром «белогвардейцев» внесли и железнодорожники станции Качалино.
После гражданской войны начинается новая страница истории. Наша станция продолжает играть важную роль в перевозке различных грузов. По данным на 1928 год в железнодорожном посёлке постоянно проживало 118 человек. К началу Великой Отечественной войны жителей становится гораздо больше. Об этом свидетельствуют статистические данные. Известно, что только на фронт из Качалино было призвано более 300 человек. Из них 196 не вернулись с войны.
В феврале 1942 года в нашем посёлке формируется 48-я отдельная танковая бригада под командованием полковника Артемия Павловича Сильнова. К сожалению, её боевой путь оказался коротким. Вся бригада в мае 1942 года погибла в ходе трагического наступления советских войск под Харьковым.
Когда в июле 1942 года началась Сталинградская битва, наша станция стала прифронтовой. Качалинские железнодорожники проявили массовый героизм, обеспечивая перевозку военных грузов под огнём вражеской авиации. Для защиты Сталинграда войска подкрепления разгружались в Качалино и своим ходом продвигались к передовой, которая проходила всего в 8 километрах. 27 июля 1942 года вражеская авиация нанесла самый массированный удар по нашему железнодорожному узлу. Здесь были разрушены все станционные пути, вокзал, депо и прилегающие жилые дома. За время боёв многие вагоны с воинскими грузами были уничтожены фашистской авиацией, убиты и ранены сотни людей. Но как только смолкали взрывы, путейцы выбирались из своих укрытий, засыпали воронки, заменяли искореженные шпалы и рельсы. И снова шли поезда, приближая победу над ненавистным врагом.
С тех пор прошло почти 70 лет. За это время всё изменилось до неузнаваемости. Темп жизни становится всё быстрее и быстрее. В послевоенное время станция Качалино продолжала играть заметную роль в деятельности Приволжской железной дороги. В 50-е годы на станции располагалась воинская часть. Военные железнодорожники строили мосты и новые пути. Со всех концов страны сюда для работы приезжали специалисты. Поэтому здесь до сих пор живут люди самых разных национальностей. В посёлке было очень много молодых людей, которые навсегда связали свою жизнь с нашим краем.
В те годы жизнь была трудной, но очень интересной и насыщенной. Люди умели хорошо работать и хорошо отдыхать. Молодёжь увлечённо занималась спортом. Так футбольная команда была одной из лучших в крае. Всем посёлком ежегодно в первое воскресенье августа отмечали День железнодорожника. В пойме реки Дон устраивались народные гуляния, концерты художественных коллективов, весёлые конкурсы и спортивные соревнования. Сейчас, к сожалению, таких профессиональных праздников уже нет. И хотя в наши дни зарождается традиция отмечать День посёлка, но масштабы пока не те.
На железной дороге тоже произошли свои перемены. В 60-е годы на смену паровозам пришли тепловозы. В 90-е годы была проведена электрификация, и сегодня можно воспользоваться новыми видами транспорта.
За последние годы сильно изменился наш посёлок. Появились новые улицы. Но главное богатство это люди живущие здесь. У нас действует замечательная библиотека, возглавляемая Тарасовой Юлией Яковлевной, которая в прошлом году стала лучшим библиотекарем Иловлинского района. Наш детский сад «Малышок» славится своими прекрасными воспитателями и добрыми традициями. В свободное время дети и взрослые посещают Дом культуры, где занимаются пением, танцами, рукоделием. По соседству расположены отделения почты и Сбербанка России. Всегда придут на помощь работники сельской амбулатории. Особую гордость составляет новая церковь Донской иконы Божьей Матери.
Известна своими традициями и наша школа, которая с момента своего образования в 1939 году и до 1995 года была железнодорожной. И сегодня МОУ Качалинская СОШ № 1 является одной из лучших среди школ Иловлинского района. В 2009 году мы стали базовой школой по профильному обучению математике и географии. Педагогический коллектив состоит из 25 учителей и 12 из них являются выпускниками именно нашей школы. Многие из педагогов имеют первую и высшую профессиональную категории. В текущем 2010/11 учебном году в ней учатся 200 детей. Так, что жизнь продолжается!

Парамонов В.А. - учитель МОУ Качалинской СОШ № 1, 2010 г.

Ирина

Re: Краткая история станции качалино

Сообщение Ирина » 06 июн 2011, 23:20

Хотелось бы узнать о развалинах магазина купца Бабушкина. Что в нём было после революции, в годы Советской власти, во время ВОВ? И почему такое красивое здание не пытались восстановить (я так понимаю, что разрушено оно в годы войны)?

Парамонов

Re: Краткая история станции качалино

Сообщение Парамонов » 16 июн 2011, 19:24

Для Ирины: По рассказам моего отца Парамонова Александра Михайловича (1935 года рождения) сразу после войны второй этаж использовался как общежитие. Т.е. само здание во время войны значительных повреждений не имело. В 70-е гг. 20 века магазин Бабушкина ещё использоваться по прямому назаначению. На первом этаже распологался отдел промышленных товаров. В других помещениях и подвалах были склады. По слухам сегодня у здания есть собстенник, который планировал провести ремонтные работы. Но пока остаются одни развалины. В провалах хорошо видны кирпичные подвалы в которых угадываются подземные ходы. Говорят, что в прошлом эти ходы были очень протяжёнными и с ними связано много тайн.

Ирина

Re: Краткая история станции качалино

Сообщение Ирина » 08 июл 2011, 11:30

Большое спасибо за ответ. Очень жаль, если здание не восстановят. Хотя ... сколько таких произведений архитектуры кануло в лету. :cry: Сама я впервые попала в Качалино, но почему-то очень заинтересовало меня это местечко. С удовольствием и интересом читаю историю любого периода вот таких небольших, невеликих поселений... Ещё раз благодарю. :)

Dododo
Сообщения: 4
Зарегистрирован: 13 июл 2011, 22:08

Re: Краткая история станции качалино

Сообщение Dododo » 13 июл 2011, 22:17

Добрый день! В альбоме моей прабабушки есть несколько фотографий сельской жизни тридцатых годов прошлого века. Прабабушка родилась в Качалинской.
Я живу далеко от этих мест и мне нужна помощь знающих людей - насколько это похоже на Качалинскую? Меня смущает лес на фоне на первой фотографии.. так могло быть? Если нет, то может ли это, например, быть Саратовская область? Заранее спасибо за любые ответы и подсказки.

http://farm6.static.flickr.com/5311/590 ... 0dc0_z.jpg
http://farm7.static.flickr.com/6039/590 ... 6e46_z.jpg
http://farm6.static.flickr.com/5120/590 ... cc04_z.jpg

Аватара пользователя
чав
Сообщения: 273
Зарегистрирован: 21 мар 2010, 18:14

Re: Краткая история станции качалино

Сообщение чав » 14 июл 2011, 18:38

по первой фотографии ничего определенного сказать нельзя-лесов в России много,как и сенокосов.
А вот фото 2 и3 показывают, что это не казачьи постройки,а значит не Качалинская станица.Нет ни плетней ограждающие дворы ,ни куреней с чаканными крышами, ни ...Одним словом не казачья местность,не наша жизнь.
Подобные строения я наблюдал в Жирновском районе.Когда то он входил в состав Саратовской губернии,а позже Саратовской обл.
Удивляет добротность строений.Может ваши родственники были немцами Поволжья?

Dododo
Сообщения: 4
Зарегистрирован: 13 июл 2011, 22:08

Re: Краткая история станции качалино

Сообщение Dododo » 19 июл 2011, 23:56

Спасибо большое, вы подтвердили мои сомнения. Другая из семейных веток как раз из Саратовской губернии. Думаю, что немцами не были, по крайней мере в период с 1850 намеков на это нет. Буду искать. Еще раз спасибо!


Вернуться в «История станиц и хуторов»

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и 1 гость