статья Гайдешева А.В. "Казачьи станицы ..." ст. Качалинская

lidia70
Сообщения: 4
Зарегистрирован: 08 янв 2012, 22:50

статья Гайдешева А.В. "Казачьи станицы ..." ст. Качалинская

Сообщение lidia70 » 10 янв 2012, 00:11

Электронный научно-образовательный журнал ВГПУ «Грани познания». №4(9). Декабрь 2010 ■ http://www.grani.vspu.ru

А.В. Гайдашев (Волгоград)

Казачьи станицы как объект культурного наследия (на примере станицы Качалинской Волгоградской области)

Рассматривается история одного из населенных пунктов Волгоградской области – станицы Качалинской.
Особое внимание уделяется церкви Святой Троицы, располагавшейся в станице.


Ключевые слова: городок, станица, казаки, протока Быстрая, станица Качалинская, Область Войска Донского

Сохранение и популяризация историко-культурного достояния нашей страны, приобщение к этим ценностям молодых поколений стали в настоящее время одними из приоритетных национальных задач. Забота о наследии предков – это забота не только о прошлом, но и о будущем, о потомстве.

Волгоградская область ассоциируется прежде всего со Сталинградской битвой. Говоря о Волгограде и области, люди вспоминают памятник-ансамбль на Мамаевом кургане «Героям Сталинградской битвы посвящается». Однако нельзя забывать, что культурное наследие Волгоградского региона охватывает гораздо больший пласт человеческой истории: от стоянок первобытного человека до Золотой орды и Древнерусского государства, от Российской империи до СССР.

Волгоградская область сформировалась на основе частей области Всевеликого Войска Донского, Саратовской и Астраханской губерний с весьма пестрым составом населения. Однако по размерам на первом месте находится территория, которая до 1921 г. входила в состав области Всевеликого Войска Донского,поэтому в состав нашего региона входит значительное число казачьих поселений – станиц. История каждого из таких населенных пунктов заслуживает изучения,поскольку она нередко связана с судьбой всей страны.

История станицы Качалинской вплоть до начала XX в. обусловлена развитием и региона в целом, и нашего города, несмотря на то, что на протяжении большего периода своего существования станица находилась на территории Области Войска Донского и не имела прямого отношения к Царицыну.

В настоящее время станица Качалинская входит в состав Иловлинского района Волгоградской области и расположена примерно в 45 км от Волгограда недалеко от рукава Дона – протоки Быстрая. На этом месте станица существует с третьей четверти XVIII в., а первоначально она находилась на острове между Доном и протокой Быстрая. Там же в то время был и Паньшинский городок.

Точная дата возникновения городка Качалин неизвестна, но можно с уверенностью сказать, что он существовал уже в середине XVI в. Об этом свидетельствует предание о рождении в Качалине покорителя Сибири Ермака Тимофеевича, который затем был избран атаманом городка. Недалеко отсюда в 1569 г. на Дону сошлись суда и следовавшая берегом конница султана Селима и крымского хана Девлет-Гирея. Однако, учитывая выгодное географическое положение,мы можем предположить, что казачий городок существовал на этом месте и ранее. К тому же здесь проходил Донской волок – переволока между Доном и Волгой. Вероятно, Качалинский городок был одним из первых казачьих городков на берегу Дона. Прямое подтверждение существования Качалина мы находим в записях, датируемых 1672 г., в которых он упоминается в ряде других 48 городков, расположенных по Дону [7, с. 380].

Естественная преграда служила надежным прикрытием для казаков. Качалинский городок не раз выступал местом сбора «людей гулящих» для совершения походов на Волгу и Каспийское море. Первое упоминание о таком событии датировано 1667 г.: «Весною 1667 года из верхних и нижних казачьих городков сходились партии казаков к Паншинскому и Качалинскому городкам, как к местам, назначенным для их собрания» [7, с. 249]. Здесь же собирали свои отряды К. Булавин и И. Некрасов. «Скаска» городка 1703 г.показала в поселении 130 служилых казаков [6, с. 95].Следствием Булавинского восстания стало уничтожение Качалинского городка карательным отрядом под руководством п. Хованского. Согласно донесению в приказ Казанского Дворца были выжжены городки Голубые, Паньшин, Качалин, Иловлинский, Сиротин,Старый Григорьевский, Новый Григорьевский, Перекопский. 11 марта 1709 г. в. Долгорукий подготовил для царя докладные пункты, где спрашивал: «Которые городки Хованский выжег на Дону: Паншин, Иловля, Качалин, Голубые, просят милости казаки все, чтобы им быть. Быть им или не быть?» На что Петр ответил: «Только строить один Паншин, а тех отнюдь не строить» [10, с. 99]. Однако обстоятельства оказались сильнее воли Петра Великого: спустя короткое время разрушенные казачьи поселения вновь возродились.Здесь считаем нужным сделать небольшое уточнение:в донесение п. Хованского сказано, что городки были «выжжены», но, по всей видимости, это просто речевой оборот. Возможно, они были только разорены, а население согнано или уничтожено.

Спустя какое-то время Качалинский городок был возрожден на том же месте. В 1723 г. по возвращении из Персидского похода в Качалине остановился Петр I.Во время отдыха царь получил почту и подписал два указа [10, с. 129]. Перенос городка на новое место произошел в 1781 г. [4, с. 112]. На наш взгляд, это было сделано потому, что население Качалина росло, а площади, на которой можно было бы поместить постройки, не хватало вследствие ежегодных подтоплений. В 1745 г.в станице насчитывалось 106 дворов с населением552 чел., в 1747 г. – 112 дворов с населением 594 чел.,в 1756 г. – 130 дворов с населением 375 чел., в 1769 г. –111 дворов с населением 849 чел., в 1772 г. –110 дворов с населением 845 чел., в 1800 г. – 246 дворов с населением 1960 чел. [4, с. 115]. Статистика показывает, что за сравнительно короткий промежуток времени население станицы выросло более чем вдвое.Это стало возможно благодаря появлению большей территории, пригодной для заселения.

Казаки станицы Качалинской участвовали в заграничных походах русской армии в 1813 – 1814 гг. в составе 4-го казачьего полка, который позже получил имя графа Платова (ГИММЗ НВФ 1419 п. 170).Расцвет станицы Качалинской приходится на вторую четверть XIX – начало XX в. Это главным образом связано с тем,что здесь проходила переволока между Волгой и Доном. При станице была пристань,«главная во всей Земле Войска Донского», известно, что она существовала еще до Булавинского восстания.В 1706 г. царицынский посадской человек Л.И. Самарский получил «право возить в течение трех лет товары купцов из Царицына на Качалинскую пристань, за это он запалатил 338 рублей» [11, с. 175]. Отсюда следует,что уже в то время через станицу шел весь основной поток торговых караванов.

Пристань состояла из трех отдельных частей: первая (Качалинская) находилась при самой станице на берегу протоки Быстрая; вторая (Верхняя, или Воронежская) – на Дону в 15 км от первой, до разделения Дона на два рукава; третья (Нижняя, или Белявская) – в 5 км от первой, при соединении Быстрой и Дона. Сама станица являлась перевалочным пунктом с большим количеством складских помещений. Нередко товары хранились прямо на улице или на дворах местных жителей. Из Дубовки в Качалин перевозили лес, зерно, железо, икру, соленую рыбу. Сюда же доставлялись барки с Волги, на которых товары перевозился дальше вниз по Дону. На первой пристани происходил сбор барок, затем их сплавляли на Нижнюю пристань, где и нагружали. На Воронежской пристани барки разбирались перед отправлением в Дубовку,отсюда также отправлялись товары вверх по Дону [1,с. 37]. Следует отметить, что торговлей и перевозками занимались в основном не казаки, а пришлые люди,которые смогли сделать на этом большие деньги (например, купец Г.И. Бабушкин). В 1831 г. через Качалинскую станицу перевозились товары на сумму до 6 млн руб, а к концу XIX в. через станицу проходило до 6 млн пудов в год разных грузов [7, с. 280]. В связи с такими большими объемами перевозок уже во второй четверти XIX в. были составлены проекты по строительству железной дороги от Дубовки до станицы Качалинской. Однако правительство, ссылаясь на нехватку средств, приняло решение о создании конной железной дороги, которая была открыта в 1846 г. В середине 1850-х годов конную тягу всё-таки заменили на паровую [9, с. 266]. В 1868 г. была открыта Грязе-Царицынская железная дорога [8, с. 99]. Вместе с ней появилась и станция Качалино. Тем не менее, часть товаров продолжали перевозить на валах.

Революция 1917 г. изменила привычный уклад станицы. Близость к Царицыну наложила отпечаток на воззрения качалинских казаков, многие из которых поддержали революцию.

Примечательна история Качалинской церкви. 14 декабря 1693 г. жители Качалинского городка просили патриарха в челобитной о дозволении построить церковь в честь Святой Троицы. Их просьба была удовлетворена, и на следующий год начались строительные работы [3, с. 166]. Имеются сведения о наличии в городке в 1702 г. действующей деревянной церкви [12,с. 7]. После Булавинского восстания она прекращает на некоторое время свое существование. Мы можем только догадываться о том, была ли она разрушена. Сведений о строительстве новой церкви, к сожалению, найти не удалось. Известно только то, что в 1764 г. на месте «старой ветхой» церкви была построена новая во имя Святой Троицы с приходом Св. Николая. Ее освятили в 1769 г. Затем эта церковь, как и вся станица, была перенесена на более подходящее место, где в 1786 г.сгорела во время пожара. В этом же году была заложена каменная Троицкая церковь с приходом во имя святителя и чудотворца Николая. Она была построена в 1793 г. и тогда же освящена [3, с. 191]. После перестроек в 1820 – 1821 гг. Троицкая церковь стала пятиглавым храмом. На ее колокольне было четырнадцать колоколов. В этом году в церкви устроили еще один придел в честь Донской иконы Богоматери. Храм был расположен на возвышенности, и вид на него открывался с правого берега Дона. При церкви была открыта церковно-приходская школа, для которой в 1890 г.на средства купца Г.И. Бабушкина было построено новое двухэтажное здание [4, с. 970 – 971].

После революция церковь просуществовала до начала 1930-х годов, а затем была закрыта. В 1922 г.из церкви изъяли все серебро, сняли даже серебряное копье и Георгиевский крест с хранившегося там знамени 4-го Донского казачьего графа Платова полка (ГИММЗ НВФ 1419 п. 170). Само знамя чудом уцелело. В 1926 г. на ремонт церкви казаки пожертвовали 138 пудов хлеба и 3 руб 70 коп. деньгами [3]. В 1930-е гг.церковь была закрыта. Впоследствии ее здание использовалось как зернохранилище, а на колокольне был оборудован пожарный наблюдательный пункт. В 1937 г. при большом стечении народа, при молитве и плаче женщин с колокольни были сброшены колокола, затем последовала попытка взорвать ее. Однако взрывом была уничтожена не вся церковь, часть колокольни сохранилась до наших дней. По другим данным, храм пытались взорвать в 1942 г., однако эту версию мы считаем неверной: по воспоминаниям старожилов, церковь была взорвана до начала Великой Отечественной войны. Во время Сталинградской битвы часть колокольни использовалась для наблюдения за вражескими войсками. В наше время при подъезде к станице Качалинской издалека виднеется оставшаяся часть колокольни, рядом с которой еще остался фундамент от здания церкви. При спуске в подгорную часть можно увидеть развалины магазина купца Г.И. Бабушкина.

В XXI в. некогда крупная станица превратилась в небольшое сельское поселение с большим количеством дачных участков. Станица постепенно умирает, молодежь уезжает в город, старики стараются переселяться на станцию Качалино. В августе 2006 г. от пожара выгорело до 50% станицы. Конечно, в истории станицы Качалинской это не первый случай. Крупные пожары случались здесь в 1775, 1862 и 1885 гг., но тогда станица возрождалась, сейчас же в силу ряду причин этого не происходит. Именно поэтому важно понимать, что историко-культурное наследие – это
бесценная память, которую надо сохранить и передать следующим поколениям.

Литература
1. Военно-статистическое обозрение Российской империи. Издаваемое по высочайшему повелению при 1-м отделении департамента Генерального штаба. Т. XI. Ч. 5. Земли войска Донског. Спб. : Типография Департамента Генерального штаба, 1852. 253 с.
2. ГАВО. Ф. 103. Оп. 2. Д. 4. Л. 33.
3. Донская церковная старина. Новочеркасск : частная донская типография, 1906. Вып. 2. 278 с.
4. Донские Епархиальные ведомости. Новочеркасск,1890. № 24.
5. Донские Епархиальные ведомости. Новочеркасск,1894. № 4.
6. Королев В.Н. Донские казачьи городки. Новочеркасск : Информ.-изд. центр «Дончак» , 2007. 240 с.
7. Историческое описание земли войска Донского. Новочеркасск : частная Донская типография, 1903. 444 с.
8. Номикосов С. Статистическое описание Области войска Донского. Новочеркасск : Областная войска Донского типография, 1884. 781 с.
9. Памятники и памятные места Волгограда и Волгоградской области. Волгоград : Изд. группа «Вика-плюс»,2007.
10. Рябов С.И., Самойлов Г.П., Супрун В.И. Петр I в Царицыне и на среднем Дону. Волгоград : Перемена,1994. 174 с.
11. Самойлов Г.П., Супрун В.И. Царицынские картинки: воеводы и коменданты. Волгоград : Издатель, 2002. 256 с.
12. Сборник Областного войска Донского статистического комитета. Новочеркасск : частная донская типография,1906. Вып. 6. 218 с.

© Гайдашев А.В., 2010
фото из личного архива Лидии
ИзображениеИзображениеИзображениеИзображениеИзображениеИзображение

Вернуться в «История станиц и хуторов»

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и 4 гостя